Forum.Agro.kg: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2017- 2021 г.г. - Forum.Agro.kg

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2017- 2021 г.г. Проект

#1 Гость_opal_*

  • Группа: Гости

Отправлено 17 Сентябрь 2016 - 10:22

Источник

http://www.gov.kg/?p=81314&lang=ru



Проект
Утверждена

Кыргызской Республики
от «___» ________2016 г. № ___

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2017- 2021 г.г.

1. Введение
Концепция развития сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызской Республике на 2017 -2021 г.г. (далее – Концепция ) разработана в соответствии с «Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов» (Указ Президента Кыргызской Республики) (далее – НСУР) и Закона Кыргызской Республики «О кооперативах».
Развитие сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызстане в постсоветский период было положено началом расформирования колхозов и совхозов и проведения земельной и аграрной реформы, которая была направлена на формирование социально-ориентированного рыночного хозяйства и предусматривала предоставление полной экономической и производственной самостоятельности сельским товаропроизводителям, введение частной собственности на землю и на другие средства производства.
Распределение земли по долевому признаку, неизбежно привело к мелкотоварному производству, которая стала главным тормозом дальнейшего развития аграрного сектора. Это обстоятельство привело к доминированию на селе мелких крестьянских и фермерских хозяйств, которые имеют небольшие доходы и большей частью ведут натуральное хозяйство.
Разделение полей на мелкие участки не позволяет достаточно использовать севооборот полей, что приводит к нерациональному использованию поливной воды, техники и финансовых средств. Также у мелкотоварных хозяйств ограничены возможность получения технических, товарных и финансовых ресурсов, что является главным корнем наших проблем.
Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Как показывает мировой опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания крестьянских хозяйств является создание сельскими товаропроизводителями сельскохозяйственных кооперативов.
В Национальной стратегии отмечается, что «Стратегическим направлением по преобразованию сельского хозяйства в среднесрочной перспективе станет проведение реформ, направленных на укрупнение и консолидацию мелких крестьянско-фермерских хозяйств в кооперативы - «точек роста», создание благоприятных условий для их деятельности в сельскохозяйственном секторе».
Кооператив как специфическая экономическая организация представляет собой одну из форм добровольного объединения производителей для достижения общих хозяйственных целей, Кооперирование способствует рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, снижению производственных и иных расходов, достижению определенных преимуществ на рынке и играет значительную роль в реализации интересов товаропроизводителей.

2. Цель и задачи Концепции
Основной целью Концепции является развитие сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызской Республике, направленное на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности страны.
Для реализации вышеуказанной цели настоящая Концепция предусматривает решение следующих первоочередных и основополагающих задач:
- создание правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных кооперативов;
- совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки кооперативных форм хозяйствования;
- организация инфраструктуры кооперации во всех отраслях сельского хозяйства республики и внедрение элементов кооперативного управления в сельском хозяйстве;
- развитие системы научного, информационно-консультативного и кадрового обеспечения сельскохозяйственных кооперативов.

3. Состояние и проблемы развития сельскохозяйственного кооперативного движения

Развитие сельскохозяйственной кооперации в Кыргызстане находится на начальном этапе, хотя она играет исключительную роль в укреплении экономического потенциала, конкурентоспособности и социального статуса
сельскохозяйственных производителей, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции.
В соответствии с Налоговым Кодексом Кыргызской Республики сельскохозяйственные кооперативы освобождены от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС) и налога с продаж. Несмотря на налоговые льготы, количество действующих сельскохозяйственных кооперативов в настоящее время по сравнению с 2006 годом сократилось в 3 раза. Если в 2006 году было 1240 кооперативов, то в 2016 году осталось всего 422кооперативов, из них в Чуйской области – 70, Иссык-Кульской – 44, Ошской - 47, Джалал-Абадской – 96, Таласской - 71, Нарынской - 32, Баткенской - 17.
Большинство из функционирующих в республике кооперативов это производственные кооперативы, в то время как в развитых странах большинство кооперативов сервисные и перерабатывающие кооперативы. Нам необходимо уделять больше внимания на организацию сервисных и перерабатывающих кооперативов.
Товарно-сервисных кооперативов в республике насчитываются всего 45, в том числе в Чуйской области – 2, Ошской – 24, Иссык-Кульской – 7, Джалал-Абадской – 5, Таласской – 5, Баткенской – 2. В Нарынской области отсутствуют товарно-сервисные кооперативы. Согласно исследованиям 70% всех производственных сельхозкооперативов ведут свою деятельность в сфере растениеводства, а 30% занимаются племенным хозяйством, производством мяса и молока.
Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной кооперации заключаются в следующем:
-недостаточный уровень государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов;
- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития кооперативного движения;
- недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
- отсутствие системы кооперативного образования, разветвленной сети информационно-консультационных служб, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию сельскохозяйственных кооперативов и работать в них.
В ходе реализации Концепции появляется реальная возможность устранения большинства из названных причин. Но автоматически это не произойдет, предстоит серьезная работа по их преодолению. Но даже при этом ряд причин будут негативно влиять на кооперативное движение.
Кооперативы будут испытывать большое давление со стороны крупных
агропромышленных компаний акционерного типа, которые получили возможность ускоренного развития за счет иностранных инвестиций (в результате резкой либерализации внешней торговли) и специализируются на перевозках, хранении, переработке и продаже импортной сельхозпродукции, ныне подминающих под себя отечественных сельхозпроизводителей.

4. Основные направления развития сельскохозяйственного кооперативного движения

В условиях развития рыночных отношений необходимо выработать единую государственную политику по развитию сельскохозяйственной кооперации в Кыргызской Республике, в формировании благоприятной правовой среды, в создании эффективных механизмов и необходимых условий для их экономического роста.
Сельскохозяйственное кооперативное движение в республике должно развиваться в 2 этапа - краткосрочном и долгосрочном периодах:
а) в краткосрочном периоде (2017-2018г.г.) предстоит решить комплекс вопросов по стимулированию развития сельскохозяйственной кооперации:
- организация проведения широкой информационной компании в сельской местности с целью детального ознакомления населения с преимуществами сельхозкооперативов, разработка информационных материалов и пакетов по организации кооперативов;
- внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность сельскохозяйственных кооперативов;
- предоставление налоговых льгот сельскохозяйственным кооперативам;
- разработка механизма кредитования данной категории сельских товаропроизводителей;
- привлечение международных донорских организаций по оказанию помощи в развитии сельскохозяйственного кооперативного движения и организация пилотных сельскохозяйственных кооперативов.
б) в долгосрочном периоде (2019-2021 г.г.) предстоит организовать инфраструктуру кооперации в аграрном секторе путем создания устойчивой и стабильной развивающейся сети сельскохозяйственных кооперативов в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, кредитования, страхования, снабжения и сбыта.
Для обеспечения нормального функционирования производственного сектора экономики потребуется формирование и развитие в регионах республики сельскохозяйственных кооперативов по оказанию различных услуг сельским товаропроизводителям. Организация сельских сервисных кооперативов будет осуществляться в основном на базе сельских предприятий, оказывающих сервисные услуги (агросервисов, техсервисов и зооветсервисов и т.д.).
Необходимо организовать сельскохозяйственные кооперативы «с использованием кластерного подхода, включающего полную цепочку продвижения сельскохозяйственной продукции от производителя до рынка сбыта» (Нацстратегия).
Предполагается организовать 3 пилотных сельскохозяйственных кооперативов с использованием кластерного подхода по производству импортозамещающих и экспортоориентированных продукций - растительного масла, молока и переработке плодоовощной продукции.
«Для увеличения переработки сельхозпродукции будут предприняты следующие меры: создание новых и развитие действующих предприятий перерабатывающей промышленности. Новые предприятия перерабатывающей промышленности будут созданы с учетом областной и районной специализации и на принципах государственно-частного партнерства с последующей передачей доли государства частному сектору; поэтапная техническая и технологическая модернизация предприятий агропромышленного комплекса с участием государства по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретенную сельскохозяйственную технику и технологическое оборудование; предоставлению субсидий на частичное погашение лизинговых платежей перерабатывающими предприятиями; расширению лизинга оборудования для переработки сельхозпродукции.» (НСУР)
Аналогичные меры должны быть предприняты и к сельскохозяйственным перерабатывающим кооперативам.
Сельскохозяйственные товарно-сервисные кооперативы будут создаваться на базе:
- перерабатывающих предприятий;
- торгово-логистических центров (торгово-закупочные конторы);
- машинно-тракторных станций.
Перерабатывающие предприятия, получив льготные кредиты от государства будут снабжать членов кооператива качественными семенами, минеральными удобрениями и помогать приобретать сельхозтехнику. А члены кооператива будут поставлять перерабатывающему предприятию свою выращенную продукцию для переработки. При объединении сельских товаропроизводителей с переработчиками, создается система цепочки добавленной стоимости продукции.
По такой же схеме будут работать кооперативы на базе торгово- логистических центров и машинно-тракторных станций.
Настоящая Концепция будет осуществляться в тесном взаимодействии с разработанными Министерством проектами «Программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2014-2017 г.г.» и постановления Правительства Кыргызской Республики «О развитии лизинга сельскохозяйственной техники и организации машинно-технологических станций (МТС)».
Эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций в развитии системы сельскохозяйственной кооперации на долевой основе является создание «в каждой области пилотных сельскохозяйственных кооперативов на принципах государственно-частного партнёрства» (НСУР).
В дальнейшем необходимо направить усилия на создание многоуровневой системы кооперативов:
- первичные кооперативы (базовый уровень - сельскохозяйственные кооперативы);
- вторичные кооперативы (региональный уровень) – заготовительно-снабженческие, производственно-сервисные и торговые кооперативы;
- третичные кооперативы (республиканский уровень) – регулировка товарооборота, экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров.

5. Совершенствование правовой базы кооперативных хозяйств

Правовое обеспечение кооперативного движения будет направлено на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития. Во всем мире государство предоставляет налоговые льготы сельскохозяйственным кооперативам.
В концепции предусматривается совершенствование налогового законодательства по вопросу единого подхода к трактовке понятия «Сельскохозяйственный кооператив» в действующих законодательных и подзаконных актах Кыргызской Республики, а именно в некоторых пунктах действующего Закона «О кооперативах» и Налогового Кодекса Кыргызской Республики, в связи, с чем возникают недоразумения в процессе налогообложения таких объединений, что отражается на создании укрупненных аграрных хозяйств.
Предусматривается совершенствование законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов сельскохозяйственных кооперативов, Одной из причин сдерживания развития кооперативного движения являлось достаточно высокий уровень отчислений по страховым взносам в Социальный фонд в размере 27,25%. В связи с чем, 8 августа 2012 года № 156 был принят Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» для создания равных условий по социальным отчислениям сельскохозяйственных кооперативов с крестьянскими и фермерскими хозяйствами. Сельскохозяйственным кооперативам по производству сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства), т.е.
сельскохозяйственным производственным кооперативам, снижены тарифы страховых взносов по государственному социальному страхованию до уровня 12% (от работодателя - 2%, а от работника - 10%). Сельскохозяйственные товарно-сервисные кооперативы в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, кредитования, страхования, снабжения и сбыта продукции платят по-прежнему 27,25% в Социальный фонд.
Требуется совершенствование нормативных правовых актов Кыргызской Республики по землепользованию и корректировка Закона Кыргызской Республики "О кооперативах», а также разработка подзаконных актов по более эффективной реализации норм указанного Закона.

6. Земельные отношения, совершенствование механизма
землевладения и землепользования

Совершенствование земельных отношений будет направлено на развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения, создание и укрупнение сельскохозяйственных кооперативов путем объединения земельных долей членов крестьянских (фермерских) хозяйств, аренды и покупки земельных участков.
Осуществление комплекса мер по консолидации земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств с учетом региональных, природно-климатических, природно-экономических особенностей для эффективного проведения агротехнических мероприятий и соблюдения севооборота, обеспечивающих рациональную организацию, инженерно-кадастровое обустройство и эффективное использование земель, направлено на развитие сельскохозяйственных кооперативов.
Предусматривается внесение предложения о предоставлении приоритета кооперативам при получении земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий в среднесрочную и долгосрочную аренду.
Усилится контроль за использованием земель, осуществление природоохранных мер по рациональному использованию земель, а также мероприятий по улучшению и повышению плодородия почвы, целевому их использованию сельскохозяйственными кооперативами.

7. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка сельскохозяйственных кооперативов

В условиях конкуренции с крупными рыночными предприятиями и при отсутствии достаточной ресурсной базы развиваться кооперативам крайне тяжело. Для динамичного развития сельскохозяйственной кооперации необходимы государственная поддержка и регулирование. Государство должно создать такие условия, при которых система сельскохозяйственной кооперации получает стимулирующий толчок и развивается самостоятельно, вовлекая в свой оборот более широкие трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
Основу системы регулирования деятельности сельскохозяйственных кооперативов в зарубежных странах составляют льготное налогообложение, государственные субсидии и льготные государственные кредиты.
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения сельхозкооперативов должна быть направлена на расширение сети сельскохозяйственных кооперативов путем привлечения государственных и иных источников финансовых ресурсов для стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению доходов сельчан. Организация упрощенного доступа сельскохозяйственных кооперативов к финансовым ресурсам. Развитие на селе сети сельскохозяйственных кредитных кооперативов.
Финансово-кредитная поддержка сельскохозяйственных кооперативов, предоставляемых Правительством Кыргызской Республики, будет включать меры, предусмотренные в рамках:
- ежегодных финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета на льготное кредитование сельских товаропроизводителей;
- ежегодных товарных кредитов (минеральные удобрения, семена сельхозкультур, горюче-смазочные материалы и др.);
- предоставление в лизинг сельскохозяйственной техники.
В целях обеспечения гарантированного участия сельскохозяйственных кооперативов в государственных программах поддержки сельского хозяйства, финансируемых из республиканского бюджета и создания для них равных с крупными предприятиями условий хозяйствования, развития конкуренции в АПК необходима разработка механизма выделения финансовых средств, направляемых на стимулирование сельскохозяйственной кооперации, в рамках общих расходов на сельское хозяйство.
Исходя из анализа мирового опыта развития сельскохозяйственной кооперации, сложившихся проблем, сдерживающих ее развитие, рекомендуются следующие меры государственного регулирования и поддержки развития сельскохозяйственной кооперации:
– выделение финансовых средств в виде целевых бюджетных и/или донорских льготных кредитов вновь создаваемым кооперативам под 5-7% годовых на срок 7-10 лет, предоставляемыми на уплату лизинговых платежей при приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающих кооперативов;
- привлечение международных долгосрочных льготных кредитов для создания трех пилотных сельскохозяйственных кооперативов по кластерной системе под 5-7% годовых на срок 10-15 лет;
- привлечение финансовых средств сельскохозяйственных кооперативов на укрепление материально-технического оснащения в размере 140 млн. сом;
- привлечение средств международных донорских организаций и Союза кооперативов Кыргызстана в размере 2,5 млн. сом на усиление организационного и информационного обеспечения создания сельскохозяйственных кооперативов.
Средства государственной поддержки будут выделены в виде целевых бюджетных и/или донорских льготных кредитов из средств, предусмотренных республиканским бюджетом (ежегодно выделяемые Правительством КР финансовые средства на кредитование сельских товаропроизводителей).
В Национальной стратегии указано, что «на развитие кооперации будут предприняты следующие меры: использование механизма государственной помощи, при котором она будет увязана с показателями эффективности деятельности сельского товаропроизводителя - получателя помощи; при государственной поддержке аграрного сектора предпочтение будет отдаваться тем, которые гарантируют сохранение уровня, а в перспективе - и рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции, а также создание рабочих мест. При этом все формы кооперации будут иметь преимущественное право на государственную поддержку».
Средства государственной помощи будут распределяться на основе конкурса бизнес-проектов с участием представителей Союза кооперативов Кыргызстана и других общественных организаций (союзов) сельскохозяйственных производителей.
Критериями отбора проектов для оказания государственной поддержки являются:
- привлечение собственных или дополнительных внебюджетных средств;
- создание конкурентной среды на потребительском рынке;
- социальная значимость, обеспечение самозанятости и создание новых рабочих мест.
В большинстве случаев предоставление финансовых ресурсов через существующую банковскую систему недоступно большинству кооперативам, так как высокие требования банка к заемщикам, приравненные к развитым корпоративным клиентам, не дают возможности получения кредитных средств кооперативам.
По этой причине необходимо дополнительно развивать собственную финансовую систему кооперативов, где финансовые ресурсы будут аккумулированы в собственной финансовой компании (микрокредитные компании и кредитные кооперативы) и будут использованы для развития кооперации, что позволит ограничить отток ресурсов из сельскохозяйственного региона в городскую среду.
Соответственно финансовая компания, созданная самими кооперативами и знающая все аспекты деятельности кооперативов и их особенности, сможет предоставлять кредитные ресурсы по более упрощенной процедуре, чем коммерческие банки, которые в основном заинтересованы в сокращении рисков и увеличении прибыли.

8. Информационное и консультационное обеспечение
деятельности сельскохозяйственных кооперативов, подготовка и повышение квалификации кадров.

Одним из мероприятий по развитию кооперативного движения являются проведение информационных, разъяснительных и консультационных работ по организации сельскохозяйственных кооперативов, расширение пропаганды кооперативных ценностей среди руководителей крестьянских и фермерских хозяйств, обучение работников и подготовка кадров.
В целях дальнейшего развития кооперативного движения необходимо:
- организовать информационную работу среди фермеров о преимуществах кооперации, проведение обучающих семинаров по специальным планам, семинаров по обмену опытом работы;
- разработать учебно-методические материалы для организации системы подготовки и повышения квалификации для специалистов сельскохозяйственных кооперативов и ввести в Кыргызском аграрном университете и техникумах в качестве обязательной дисциплины курс по экономике и организации сельскохозяйственной кооперации;
- расширить теоретические и прикладные исследования по проблемам сельскохозяйственной кооперации учеными Кыргызского аграрного университета, обеспечить внедрение их результатов в практику;
- оказать помощь членам и работникам кооперативов в создании хозяйственного механизма, основанного на кооперативных ценностях и принципах, адекватного современной экономической системе;
- разработать и распространять нормативные правовые акты в области кооперации, достижения науки и техники, прогрессивных технологий производства, в области маркетинга, экономики кооперации, социальной и юридической защиты.
Министерством сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации будет создана Единая система информационного обеспечения АПК (Государственный информационный портал), в рамках которой члены кооперативов смогут получать своевременную и качественную информацию о государственной аграрной политике, условиях кредитования, налогообложения, субсидирования, объемах торговли, ценах и т.д.
Будет развита сеть учебно-методических центров и улучшена методическая работа. Центры должны действовать в каждой области, осуществлять подготовку специалистов по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, распространять опыт консультационной помощи. (НСУР)
Кыргызский аграрный университет, сельскохозяйственные техникумы и училища, учебно-методические центры – будут решать задачи по подготовке кадров для системы сельскохозяйственной кооперации, организации обучающих семинаров по актуальным вопросам деятельности кооперативов и т.д.
К реализации программы будут привлекаться Сельская консультационная служба (СКС), ассоциации и союзы сельских товаропроизводителей на основе заключения ежегодных соглашений с Минсельхозом, в том числе безвозмездных договоров на выполнение определенных работ.
Ассоциации (союзы), СКС и некоммерческие обслуживающие организации (фонды) могут принимать реальное участие на разных стадиях подготовки и реализации программ и национальных проектов развития сельскохозяйственных кооперативов, в том числе в подготовке методических
материалов, в информировании сельских товаропроизводителей о программах, проектах и формах господдержки, в создании конкретных кооперативов, в осуществлении общественного контроля за ходом реализации программ и проектов, помогать кооперативам составлять бизнес-планы, а также готовить документы на получение льготных кредитов и т.п.

9. Развитие и взаимодействие сельскохозяйственных
кооперативов с органами государственной власти и местного самоуправления.

Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики будет оказывать практическую и методическую помощь в развитии кооперации, поддержку в развитии их материально-технической базы, создании условий для переработки и экспорта сельскохозяйственной продукции, создании нормативно-правовой базы и материального стимулирования для объединения в кооперативы.
В целях формирования и проведения государственной политики в области развития сельскохозяйственной кооперации создается Межведомственный координационный совет с включением в его состав руководителей всех участвующих и заинтересованных в реализации программ министерств, ведомств, общественных и других организаций.
Межведомственный совет будет осуществлять рассмотрение и разработку мероприятий по реализации настоящей Концепции и совершенствованию законодательных и иных нормативных актов в области развития сельскохозяйственной кооперации, подготавливать предложения для Правительства Кыргызской Республики, обеспечивающие эффективность
выполнения программных мероприятий.
Районная государственная администрация назначит государственного заказчика - координатора Концепции на районном уровне в лице районного управления аграрного развития. Они несут ответственность за реализацию и конечные результаты программы, определяют формы и методы управления реализацией программы.
Районные управления аграрного развития будут осуществлять следующие функции:
- организация информационной работы на региональном уровне о преимуществах кооперации;
- контроль за ходом создания системы сельскохозяйственной кооперации;
-обеспечение взаимодействия и координация работы участников программы;
-обобщение и распространение опыта создания системы сельскохозяйственной кооперации;
- подготовка полугодовых докладов о ходе реализации целевой программы.
Органам местного самоуправления (айыл окмоту) рекомендуются проводить информационную работу среди населения о преимуществах кооперации и принимать непосредственное участие во всех мероприятиях по созданию сельскохозяйственных кооперативов на их территории и др.

10. Социально-экономические результаты реализации Концепции

Социально-экономическая эффективность хозяйственной деятельности сельскохозяйственных кооперативов достигается вследствие максимальной реализации личных интересов членов собственников. Продавая свою продукцию самостоятельно, крестьянин, как правило, теряет часть своего дохода в пользу перекупщиков и других рыночных партнеров. Для полного сохранения доходов, созданных в сельхозпроизводстве, крестьянские хозяйства нуждаются в объединении сил для совместного сбыта продукции. Кроме того, они заинтересованы в получении дополнительных доходов за счет переработки своего сельхозсырья, а также за счет организации снабжения материалами и организации производственно-технического обслуживания.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, развитие сельскохозяйственных кооперативов содействует:
-снижению производственных издержек сельскохозяйственных производителей и, следовательно, росту их доходов;
-повышению надежности обслуживания аграрного производства и качества предоставляемых сельхозпроизводителям услуг;
-улучшению доступа крестьян к рынкам материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и
сырья и, следовательно, повышению товарности аграрного производства;
- существенной экономии рабочего времени у членов кооператива за счет принятия кооперативом на себя многих трудоемких процессов, укреплению духа коллективизма;
-развитию конкуренции в сфере агробизнеса, что ограничивает монополистическое поведение акционерных и других коммерческих агропромышленных предприятий;
- диверсификации сельской экономики, расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения.
Реализация Концепции позволит обеспечить развитие сельхозкооперативов, повышение их экономической эффективности. Укрепится организационно-правовое положение сельхозкооперативов, их материально-техническая база, возрастет производительность труда; расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие кооперативные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции.
Среднегодовой рост объема производства продукции сельхозкооперативами за 5-летний период должен составить около 5 процентов. В земледелии рост производства будет достигнут за счет увеличения числа сельхозкооперативов, более полного использования предоставленных им земельных участков, а также за счет повышения культуры производства. Урожайность сельхозкультур возрастет на 15-20%. Увеличение производства животноводческой продукции будет достигнуто за счет увеличения поголовья крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птиц, создания более крупных товарных ферм и повышения продуктивности животных на 20-25%.

11. Риски и угрозы реализации Концепции

Рисками и угрозами реализации настоящей Концепции могут быть:
- внешние факторы (продолжение экономического кризиса, увеличение
цен на сельскохозяйственную технику, оборудование и ГСМ т.д.);
- внутренние факторы (снижение поступления бюджетных и донорских средств, несвоевременность принятия нормативно-правовых актов, ухудшение условий реализации сельскохозяйственной продукции и сырья на
внутренних рынках из-за роста импортных поставок и др.);
- последствия природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций (маловодье, засуха, обильные дожди и т.д.).

12. Мониторинг и оценка реализации Концепции

12.1 Процесс проведения мониторинга и оценки;
Государственным заказчиком Концепции является Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики. Управление Концепции будет осуществляться заказчиком и районными органами управления аграрного развития.
В основе методологии мониторинга и оценки выполнения настоящей Концепции лежит использование данных государственной статистики, данных Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации. Также будет использоваться информация, поступающая от субъектов хозяйственной деятельности. Для оценки результативности реализации программы также будут применяться выборочные обследования.
Оценка выполнения Концепции будет осуществляться Рабочей группой, состоящей из представителей районного управления аграрного развития, районного органа государственной статистики, Союза кооперативов, Сельской консультационной службы и других общественных организаций, в три этапа:
Первый этап. Промежуточная оценка Концепции за первый период 2017-2018 г.г. проводится Рабочей группой, состоящей из представителей всех заинтересованных сторон, и основывается на сведениях мониторинга первых двух лет реализации Концепции, на базе которых осуществляется анализ выполняемых мероприятий и инструментов Концепции и вырабатываются рекомендации для внесения определенных изменений в реализацию следующих двух лет.
Второй этап. Промежуточная оценка Концепции за второй период 2019-2021 г.г. проводится Рабочей группой, состоящей из представителей всех заинтересованных сторон, и основывается на сведениях мониторинга
первых двух лет реализации Концепции, на базе которых осуществляется анализ выполняемых мероприятий и инструментов Концепции и вырабатываются рекомендации для внесения определенных изменений в реализацию следующего года.
Третий этап. Полная оценка Концепции проводится независимыми экспертами и основывается на сведениях мониторинга за весь период реализации Концепции, на базе которых осуществляется оценка ожидаемых результатов мероприятий с фактически полученными результатами.
Результаты оценки Концепции предоставляются Правительству Кыргызской Республики и лицам, заинтересованным в реализации Концепции.

12.2 Показатели, прогнозные значения (индикаторы).

Основными индикаторами мониторинга являются:
-количество созданных сельскохозяйственных кооперативов (Приложение 1);
-увеличение объемов оказываемых услуг действующими и вновь создаваемыми кооперативами;
-количество проведенных семинаров, тренинг-курсов и обученных фермеров по пропаганде кооперативных ценностей среди руководителей крестьянских и фермерских хозяйств;
- контроль за выполнением утвержденных программных мероприятий и сроков их реализации;
- контроль за полнотой финансирования и его своевременность.
Реализация Концепции позволит дополнительно создать 267 сельскохозяйственных кооперативов.

13. Ресурсное обеспечение стратегического документа

Основные финансовые средства, необходимые для реализации Концепции, будут выделены из средств, предусмотренных республиканским бюджетом и/или донорских льготных кредитов (ежегодно выделяемые Правительством КР финансовые средства на кредитование сельских товаропроизводителей, товарные кредиты и предоставление сельхозтехники в лизинг).
Всего предусматривается финансовые средства в сумме 2 млрд. 097,5 млн. сом в течение 5 лет. (Приложение 1)
Из них в виде целевых бюджетных и/или донорских льготных кредитов сельхозкооперативам для приобретения сельскохозяйственной техники, оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции на основе долгосрочной аренды (лизинга) на сумму 2,0 млрд. сом в течение 5 лет.
Ежегодное привлечение средств донорских организаций составят:

2017 году - 100,0 млн. сом;
2018 году - 100,0 млн. сом;
2019 году - 150,0 млн. сом;
2020 году - 150,0 млн. сом;
2021 году - 200,0 млн. сом;
Итого: - 700,0 млн. сом.

Ежегодное выделение финансовых средств сельскохозяйственных кооперативов составит 15,0 млн.сом:

2017 году - 3,0 млн. сом;
2018 году - 3,0 млн. сом;
2019 году - 3,0 млн. сом;
2020 году - 3,0 млн. сом;
2021 году - 3,0 млн. сом;
Итого: - 15,0 млн. сом.

На организацию пилотных сельскохозяйственных кооперативов на кластерной основе предусматривается привлечение целевых бюджетных и/или международных кредитов на сумму 80,0 млн. сом:

- в 2018 году по производству растительного масла на сумму 20,0 млн. сом;
- в 2020 году по производству и переработке плодоовощной продукции на сумму 35,0 млн. сом;
- в 2021 году по производству молока на сумму 25,0 млн. сом.
Итого – 80,0 млн. сом

Международные организации как Японское агентство меж-дународного сотрудничества «JICA», Германское агентство международного
сотрудничества «GIZ», Программа BAS, поддерживаемая Швейцарским бюро по сотрудничеству, французская неправительственная организация АКТЕД и другие оказывают поддержку в развитии кооперативного движения в республике.
На проведение консультационных, обучающих и информационных мероприятий будут привлечены бюджетные средства и\или финансовые средства международных донорских организаций. Всего на вышеуказанные мероприятия планируется расходовать 2,5 млн. сом в течение 5 лет. Ежегодное привлечение финансовых средств составит:
2017 году - 0,5 млн. сом;
2018 году - 0,5 млн. сом;
2019 году - 0,5 млн. сом;
2020 году - 0,5 млн. сом;
2021 году - 0,5 млн. сом;
Итого: - 2,5 млн. сом.


14. Заключение

Реализация Плана мероприятий Концепции даст толчок широкому развитию сельскохозяйственного кооперативного движения в республике и будет способствовать созданию качественно новых отношений между сельскохозяйственными субъектами по объединению их усилий для решения экономических проблем.
Возрастет производительность труда, повысится профессиональный уровень и благосостояние сельчан, возрастет рыночная ориентация кооперативов, расширится сфера занятости сельского населения, получит дальнейшее развитие кооперативное самоуправление и связи с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агротехсервисном обслуживании, кредитовании и социальном обустройстве села.
Развитие сельскохозяйственных кооперативов позволит ограничить влияние посреднического бизнеса на селе, расширить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к услугам агросервиса, укрепить их позиции на рынке, увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции и доходы сельских товаропроизводителей.





















Приложение 1

Плановые целевые показатели реализации Концепции



Наименование Кооперативы - всего

Итого

2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г. 2017-2021 г.г.
1 2 3 4 5 6
По республике
Кол-во кооперативов – всего
45
58
73
91
267
в том числе:
Кол-во производственных кооперативов
21
25
31
37
114
Кол-во товарно-сервисных кооперативов
24
33
42
54
153
Чуйская область
Кол-во кооперативов – всего
8
11
13
17
49
в том числе:
Кол-во производственных кооперативов
4
5
6
7
22
Кол-во товарно-сервисных кооперативов
4
6
7
10
27

Ошская область
Кол-во кооперативов – всего
8
12
14
19
53
1 2 3 4 5 6
в том числе:
Кол-во производственных кооперативов
4
5
6
8
23
Кол-во товарно-сервисных кооперативов
4
7
8
11
30
Иссык-Кульская область
Кол-во кооперативов – всего
5
6
9
14
34
в том числе:
Кол-во производственных кооперативов
2
3
4
6
15
Кол-во товарно-сервисных кооперативов
3
3
5
8
19
Джалал-Абадская область
Кол-во кооперативов – всего
9
12
12
15
48
в том числе:
Кол-во производственных кооперативов
4
5
5
6
20
Кол-во товарно-сервисных кооперативов
5
7
7
9
28
Таласская область
Кол-во кооперативов – всего
6
8
10
11
35
в том числе:
Кол-во производственных кооперативов
3
3
4
4
14

Т Кол-во товарно-сервисных кооперативов
3
5
6
7
21
Нарынская область
Кол-во кооперативов – всего
5
5
8
8
26
в том числе:
Кол-во производственных кооперативов
2
2
3
3
10
Кол-во товарно-сервисных кооперативов
3
3
5
5
16
Баткенская область
Кол-во кооперативов – всего
4
4
7
7
22
в том числе:
Кол-во производственных кооперативов
2
2
3
3
10
Кол-во товарно-сервисных кооперативов
2
2
4
4
12


Приложение 1

Финансовое обеспечение Концепции (млн. сом.)


Наименование
2017 год

2018 год
2019 год
2020 год
2021 год Всего
( 2017–2021 г.г.)

Общий объем финансирования
103,5 123,5 203,5 238,5 228,5 897,5
в том числе:
Средства бюджетных и/или донорских льготных кредитов 100,0 100,0 200,0 200,0 200,0 800,0
Иностранные инвесторы или бюджетные средства 0,5
20,5
0,5 35,5
25,5 82,5
Средства сельскохозяйственных кооперативов 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 15,0
0

Куплю-Продам недвижимость в Кыргызстане Яндекс.Метрика

#2 Гость_grower_*

  • Группа: Гости

Отправлено 29 Январь 2018 - 17:47

Бла-бла-благие намерения. Готовится очередной распил денег. Интересно, тот, кто писал это, в сельском хозяйстве работал?
0

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей