Практическое руководство
в вопросах и ответах для водителей
В данном руководстве автолюбители найдут ответы на такие вопросы как:
• Продлевается ли временное разрешение?
• В каких случаях изымаются номера от машин, и грозит штраф-стоянка?
• Допускается ли погрешность до 10 км/час?
• Кто должен платить за медицинское освидетельствование?
• Обязаны ли сотрудники ДПС показывать маршрут патрулирования?
• И многое другое…
Бишкек
2013
Канат Нагаев
Бишкек: 2013 г.
В настоящем руководстве использованы нормативно-правовые материалы по состоянию на 01.05.2013 года.
Настоящее практическое руководство содержит разъяснения по конкретным ситуациям и вопросам на дорогах, с которыми каждый день может столкнуться каждый из нас. Все разъяснения в настоящей брошюре основаны на Законе, а для того чтобы роль закона возрастала, автолюбителям необходимо знать требования закона и свои права, а порой встать на их защиту более эффективно.
Также в настоящем руководстве содержатся таблица штрафов и образцы документов для подачи иска или жалобы.
Содержание
Вопрос №1: Разъясните, пожалуйста, относительно порядка прохождения технического осмотра транспортных средств согласно последним изменениям в законодательстве?
Вопрос №2: Нужно ли при переезде в Россию менять наши водительские удостоверения на международные? Нам сказали, что в Россию можно ехать с обычными правами, а при получении гражданства, водительское удостоверение автоматически меняется на российское.
Вопрос №3: Почему из пяти нарушающих правила дорожного движения машин останавливают только два-три, остальные продолжают движение дальше, как ни в чем не бывало?
Вопрос №4: Уточните, как всё-таки правильно вести себя, если остановил инспектор ДПС? Выходить из машины или нет?
Вопрос №5: Кто должен платить за медицинское освидетельствование на состояние опьянения?
Вопрос №6: В каких случаях изымаются государственные номерные знаки или ставятся на штрафную стоянку автотранспортные средства?
Вопрос №7: Какие последствия могут быть при нарушении правил дорожного движения по временному разрешению?
Вопрос №8: На какой срок выдается временное разрешение и можно ли его продлить, если истек срок его действия?
Вопрос №9: Открытые канализационные люки - главный враг для водителей на дорогах. Попадая в них, автомобиль подвергается серьёзным поломкам – портится ходовая часть, в результате – дорогостоящий ремонт. Иногда открытые люки приводят к серьёзным ДТП. При этом весь ремонт оплачивает сам автовладелец. Кто несет ответственность за открытые люки, существует ли дорожная служба в ОБДД, которая контролирует состояние дорог и люки в том числе?
Вопрос №10: В каких случаях сотрудники ДПС должны заполнять протокол об административном правонарушении?
Вопрос №11: Если я оставил дома квитанцию об уплате налога на свою машину, могут ли меня оштрафовать за это?
Вопрос №12: Могут ли привлечь к административной ответственности на основании фиксации специальных контрольно-измерительных технических средств (фото, киносъемки, видеозаписи)?
Вопрос №13: В течение какого времени мной должен быть уплачен штраф, если я признал свою вину, но нет денег?
Вопрос №14: Если власти будут практиковать выявление нарушений ПДД через видеозапись, а потом высылать постановление мне домой для уплаты штрафа, сколько же этих постановлений может накопиться?
Вопрос №15: В каких случаях административное дело должно быть направлено в суд?
Вопрос №16: Обязаны ли сотрудники ДПС показывать водителю маршрутный лист?
Вопрос №17: Объясните, пожалуйста, как мне доказать сотруднику ДПС, что погрешность до 10 км/час от установленной скорости допускается?
Вопрос №18: Можно ли водителю отказаться от освидетельствования алкогольного опьянения, и какое наказание последует за такой отказ?
Вопрос №19: Каков порядок освидетельствования на состояние опьянения?
Вопрос №20: Могут ли сотрудники ДПС проверять патент?
Вопрос №21: Вправе ли водитель собирать информацию в качестве доказательства по административному делу?
Вопрос №22: Запрещено ли сотрудникам ДПС останавливать водителей на неосвещенных участках дороги в темное время суток? И должна ли патрульная машина ДПС стоять на виду?
Вопрос №23: Имеют ли право останавливать водителей сотрудники ДПС, следуя на частном автомобиле с тонированными стеклами, без опознавательных знаков и проблесковых маячков?
Вопрос №24: На некоторых перекрестках иногда светофор «не моргает» как положено перед переключением на желтый свет. Кто и каким образом должен решить данную проблему?
Вопрос №25: Штраф за пересечение двойной сплошной линии, которой на самом деле уже совсем не видно. Как вести себя водителям в данном случае?
Вопрос №26: По каким основаниям сотрудники ДПС определяют наличие признаков опьянения?
Вопрос №27: Является ли пренебрежение включения водителем световыми указателями поворота нарушением? Если да, то, каким образом наказывают таких водителей?
Вопрос №28: Имеют ли право сотрудники ДПС останавливать транспортное средство на противоположной стороне дороги?
Вопрос №29: Как правильно вести себя с инспекторами ДПС, если они повышают голос, оскорбляют, угрожают, пользуясь служебным положением?
Вопрос №30: Если я нарушу правила дорожного движения, управляя своей машиной по временному талону из-за утери водительского удостоверения, какое наказание может за этим последовать?
Вопрос №31: На каком основании ставят машину на штрафную стоянку, если нарушил ПДД по временному разрешению?
Вопрос №32: Обязательно ли вызывать сотрудников ДПС в случае ДТП?
Вопрос №33: Я работаю таксистом. Когда клиенты садятся в мою машину, некоторые отказываются пристегиваться ремнем безопасности. Кто должен нести ответственность в этом случае?
Вопрос №1: Разъясните, пожалуйста, относительно порядка прохождения технического осмотра транспортных средств согласно последним изменениям в законодательстве?
Ответ: Согласно нормам статьи 10 Технического регламента Кыргызской Республики по безопасности наземных транспортных средств от 02 апреля 2009 года, техническому осмотру подлежат наземные транспортные средства:
1) используемые в предпринимательской деятельности по перевозке:
• пассажиров, в том числе легковые автомашины (такси);
• грузов;
• опасных грузов;
2) специальные и специализированные транспортные средства (автомобили скорой медицинской помощи, пожарные автомобили, автокраны, автолесовозы, автосамосвалы, автоцементовозы, автоэвакуаторы, транспортные средства для перевозки длинномерных грузов, тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные, самоходные специальные технологические машины (СТМ) и транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов).
Периодичность технического осмотра наземных транспортных средств, используемых в предпринимательской деятельности:
• по перевозке пассажиров и опасных грузов - два раза в год;
• легковые (такси), оказывающие услуги по перевозке пассажиров, грузопассажирские, грузовые, тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные, самоходные специальные технологические машины (СТМ), специальные и специализированные транспортные средства с годом выпуска:
до 3 лет - не подлежат;
от 3 до 7 лет - раз в 2 года;
старше 7 лет - ежегодно.
Все другие наземные транспортные средства проходят технический осмотр в добровольном порядке. При этом за обеспечение безопасности движения, технически исправного состояния транспортных средств эксплуатант несет полную ответственность.
Вопрос №2: Нужно ли при переезде в Россию менять наши водительские удостоверения на международные? Нам сказали, что в Россию можно ехать с обычными правами, а при получении гражданства, водительское удостоверение автоматически меняется на российское.
Ответ: Согласно нормам Конвенции о дорожном движении (к которому Кыргызская Республика присоединилась Законом от 13 февраля 2006 года №41) договаривающиеся стороны будут признавать любое водительское удостоверение, составленное на их национальном языке или на одном из национальных языков и любое национальное удостоверение соответствующее предписаниям конвенции. Однако категории C, D, E владельцам которых не исполнился 21 год, договаривающиеся страны могут и не признавать. Также согласно нормам Постановления Правительства Кыргызской о замене водительских удостоверений, установлено, что для граждан КР их водительские удостоверения действительны на территории КР и на территории СНГ, в том числе удостоверения международного образца и свидетельства о регистрации автомототранспортных средств КР нового образца. В Россию можно ехать с национальным водительским удостоверением, а когда получите гражданство России соответственно необходимо менять удостоверение, так как Вы становитесь гражданином другой страны.
Вопрос №3: Почему из пяти нарушающих правила дорожного движения машин останавливают только два-три, остальные продолжают движение дальше, как ни в чем не бывало?
Ответ: Пункт 3.2.4. Наставления по деятельности дорожно-патрульной службы подразделений безопасности дорожного движения МВД Кыргызской Республики (утвержденное Приказом Министерства внутренних дел Кыргызской Республики от 11 января 2011 года № 42), гласит, что пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия. Следовательно, бездействия сотрудника ДПС в таких случаях противозаконны. С другой стороны существует технический момент, когда у сотрудников ДПС нет нормальной технической оснащенности, а бремя доказывания вины правонарушителя возлагается на этих же сотрудников ДПС. Вот и вся проблема!
Вопрос №4: Уточните, как всё-таки правильно вести себя, если остановил инспектор ДПС? Выходить из машины или нет?
Ответ: По требованию инспектора ДПС вы должны остановиться с соблюдением требований ПДД. Однако останавливаться вы обязаны лишь в том случае, если требование вам предельно понятно и относится, безусловно, к вам. После остановки вы не обязаны выходить из машины. Ни один нормативный акт в Кыргызской Республике не предусматривает такую обязанность. По вашему требованию инспектор должен предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
Однако есть случаи, когда сотрудники ДПС может потребовать от водителя выйти из кабины (салона) транспортного средства:
• Для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
• Когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения;
• Для проведения личного досмотра, досмотра транспортного средства и осмотра груза;
• Для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; - Для проведения досмотра транспортного средства и груза;
• Когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступления;
• Когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов или оказания помощи другим участникам дорожного движения.
Вопрос №5: Кто должен платить за медицинское освидетельствование на состояние опьянения?
Ответ: Согласно положениям нового Постановления Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2012 года № 312 «Об утверждении Положения о порядке направления граждан на медицинское освидетельствование для установления состояния опьянения алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и другими одурманивающими веществами», расходы на проведение освидетельствования для установления состояния опьянения производятся за счёт республиканского бюджета.
Вопрос №6: В каких случаях изымаются государственные номерные знаки или ставятся на штрафную стоянку автотранспортные средства?
Ответ: В соответствии со ст. 568 Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики, государственные номерные знаки изымаются в следующих случаях:
• При несвоевременной оплате наложенного взыскания в виде штрафа, то есть по истечении тридцати дней со дня вручения постановления о наложении административного штрафа, а в случае обжалования постановления - по истечении пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы;
• Управления водителем транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или после запрещения его эксплуатации;
• Управления водителем транспортного средства с отсутствующим, нестандартным, нечитаемым или умышленно укрытым посторонними предметами государственным регистрационным номерным знаком;
• Управления водителем транспортного средства с подложным государственным регистрационным номерным знаком;
• Использования при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленных без соответствующего разрешения;
• Управления водителем транспортного средства с нанесенным на лобовое, боковое стекло передней двери тонирующим покрытием либо использованием на них шторок, а также наличием на стекле задней боковой двери и заднем стекле зеркального тонирующего покрытия;
• Невыполнения водителем транспортного средства законных требований сотрудника органа внутренних дел об остановке транспортного средства;
• Управления транспортными средствами водителями или иными лицами в состоянии опьянения, а равно передача управления и допуск к управлению транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
• Нарушения водителем транспортного средства Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки с причинением материального ущерба транспортных средств или иного имущества;
• Нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества, а также причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;
• Управления и передачи транспортных средств лицам, не имеющим или лишенным права управления;
• Управления водителями транспортных средств, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
• Несоблюдения требований по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчиков опасных грузов или пассажиров;
• Невыполнения обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием.
Вопрос №7: Какие последствия могут быть при нарушении правил дорожного движения по временному разрешению?
Ответ: Согласно нормам статьи 367 Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики, при совершении повторного правонарушения на водителя, управлявшего транспортным средством по временному разрешению, составляется административный протокол с изъятием временного разрешения, транспортное средство ставится на штрафную стоянку. Изъятое временное разрешение и транспортное средство возвращаются владельцу после рассмотрения и уплаты административного штрафа за допущенное последнее правонарушение.
Вопрос №8: На какой срок выдается временное разрешение и можно ли его продлить, если истек срок его действия?
Ответ: Временное разрешение после истечения указанного в протоколе об административном правонарушении срока действия (30 суток) не продлевается. Единственным исключением является, когда Вас лишили водительского удостоверения по решению суда, и Вы обжаловали это решение суда в вышестоящий суд, тогда действие временного разрешения продлевается до истечения срока, установленного для подачи жалобы, или до принятия решения по жалобе.
Вопрос №9: Открытые канализационные люки - главный враг для водителей на дорогах. Попадая в них, автомобиль подвергается серьёзным поломкам – портится ходовая часть, в результате – дорогостоящий ремонт. Иногда открытые люки приводят к серьёзным ДТП. При этом весь ремонт оплачивает сам автовладелец. Кто несет ответственность за открытые люки, существует ли дорожная служба в ОБДД, которая контролирует состояние дорог и люки в том числе?
Ответ: Автомобильные дороги общего пользования находятся в государственной собственности. Управление ими от имени государства осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, которое имеет право хозяйственного ведения или оперативного управления, обеспечивающее их развитие, сохранность, ремонт и содержание. Дорожные органы Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, владельцы ведомственных и частных автомобильных дорог, муниципальных дорог и их работники несут ответственность за надлежащее состояние автомобильных дорог. Дорожно-транспортные происшествия и аварийно-опасные участки на автомобильных дорогах общего пользования подлежат обязательному учету и регистрации в органах ГУБДД и дорожных органах Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.
Споры по восстановлению нарушенных прав граждан, а также по возмещению ущерба, причиненного в результате ненадлежащего содержания дорог, решаются в суде.
Вопрос №10: В каких случаях сотрудники ДПС должны заполнять протокол об административном правонарушении?
Ответ: Согласно нормам статьи 559 Кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики протокол может не составляться, если можно ограничиться предупреждением или если размер штрафа не превышает один расчетный показатель, то есть 100 сом. Также протокол не заполняется, а выносится автоматически постановление о привлечении к административной ответственности, в случае если правонарушение зафиксировано специальными контрольно-измерительными техническими средствами (например: видеозаписью). Но протокол в обязательном порядке должен составляться, если водитель не имеет возможности оплатить штраф на месте, либо оспаривает правонарушение.
Вопрос №11: Если я оставил дома квитанцию об уплате налога на свою машину, могут ли меня оштрафовать за это?
Ответ: Да, могут, ведь по требованиям статьи 244 кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики, управление водителями транспортных средств, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа от 50 до 100 сом.
И нужно всегда с собой иметь водительское удостоверение или временное разрешение, технический паспорт, квиток об оплате налога и в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз.
Вопрос №12: Могут ли привлечь к административной ответственности на основании фиксации специальных контрольно-измерительных технических средств (фото, киносъемки, видеозаписи)?
Ответ: Да, могут. По последним внесенным дополнениям в кодекс об административной ответственности КР (статья 559) в случае выявления административного правонарушения посягающих на правила безопасности движения, и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Постановление с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа. А юридическая сила всего этого подтверждается электронной цифровой подписью должностного лица, уполномоченного рассматривать материалы по делам об административных правонарушениях.
Постановление и материалы переводятся с электронного документа в документ на бумажном носителе. А копия данного постановления направляется правонарушителю по почте, заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Вопрос №13: В течение какого времени должен мной быть уплачен штраф, если я признал свою вину, но нет денег?
Ответ: Административное взыскание может быть применено к гражданам и должностным лицам не позднее шести месяцев со дня совершения административного правонарушения. Но при этом нужно помнить, что временное разрешение выдается только на 30 суток и не продлевается.
Вопрос №14: Если власти будут практиковать выявление нарушений ПДД через видеозапись, а потом высылать постановление мне домой для уплаты штрафа, сколько же этих постановлений может накопиться?
Ответ: Согласно положениям статьи 46 кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики, административные взыскания в виде штрафа за правонарушения, зафиксированные с применением сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств (имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи), в отношении физических и юридических лиц могут быть применены в течение пяти лет со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, в течение пяти лет со дня совершения правонарушения государство вправе заставить Вас оплатить накопившиеся штрафы.
Вопрос №15: В каких случаях административное дело должно быть направлено в суд?
Ответ: Согласно нормам статьи 580 кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики суд рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях:
• Использования при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленных без соответствующего разрешения;
• Управления водителем транспортного средства с нанесенным на лобовое, боковое стекло передней двери тонирующим покрытием либо использованием на них шторок, а также наличием на стекле задней боковой двери и заднем стекле зеркального тонирующего покрытия;
• Перевозки пассажиров водителями автобусов и микроавтобусов на автодорогах, по которым движение пассажирского транспорта запрещено;
• Управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения;
• Управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения повлекшее причинение потерпевшему вреда здоровью или повреждение транспортных средств и иного имущества, не имеющее признаков уголовно наказуемого деяния;
• Управления транспортными средствами совершенные лицами, не имеющими права управления транспортными средствами и находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения;
• Отказа водителей и лиц, управляющих транспортными средствами, от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения;
• Создания другими участниками дорожного движения (пешеходами, велосипедистами, возчиками и т.д.) аварийной обстановки;
• Нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего, если в действиях правонарушителя не имеется признаков уголовно наказуемого деяния.
• Нарушения правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества, а также нарушение повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего, если в действиях правонарушителя не имеется признаков уголовно наказуемого деяния совершенные лицом, не имеющим права управления транспортными средствами.
• Невыполнения водителем обязанностей, предусмотренных правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является.
Только в указанных случаях суд рассматривает и налагает административные взыскания на правонарушителя. В остальных случаях дело рассматривается уполномоченным органом или должностным лицом ГУБДД МВД Кыргызской Республики.
Вопрос №16: Обязаны ли сотрудники ДПС показывать водителю маршрутный лист?
Ответ: Сотрудники ДПС обязаны, если вы потребуете этого. Пункт 3.7.4. Наставления по деятельности ДПС от 11 января 2011 года за №42 гласит, что сотрудник ДПС по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук, а также «карточку поста» (маршрута патрулирования) и свидетельство о проверке технических средств измерения скорости движения транспортных средств.
Вопрос №17: Объясните, пожалуйста, как мне доказать сотруднику ДПС, что погрешность до 10 км/час от установленной скорости допускается?
Ответ: Очень легко. Вам достаточно процитировать нормы статьи 232 кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики, в котором черным по белому написано следующее: Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину свыше 10 км/ час, но не более 20 км/час влечет наложение административного штрафа в размере двух расчетных показателей. Это означает, что если при ограничении 40 км час, Вы ехали со скоростью 46 км/час, соответственно наказание за это не должно последовать. А вот если поймают со скоростью 51 км/час, Вас должны оштрафовать.
Вопрос №18: Можно ли водителю отказаться от освидетельствования алкогольного опьянения, и какое наказание последует за такой отказ?
Ответ: Если гражданин в состоянии опьянения (запах изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи и.т.) откажется от освидетельствования, наказать могут в виде административного ареста на срок 15 суток согласно нормам статьи 238 кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики.
Вопрос №19: Каков порядок освидетельствования на состояние опьянения?
Ответ: Порядок направления на освидетельствование, по положению от 24 мая 2012 года за №312 таков:
Если имеются достаточные основания полагать, что гражданин находится в состоянии опьянения, производится освидетельствование для установления состояния опьянения в медицинских учреждениях Кыргызской Республики, по направлению сотрудников ОВД Кыргызской Республики. При возникновении разногласий между освидетельствованным лицом, сотрудником ОВД Кыргызской Республики и медицинским работником о состоянии опьянения освидетельствованного лица, может быть проведено повторное освидетельствование в вышестоящих медицинских учреждениях Кыргызской Республики, в течение двух часов с момента выявления признаков опьянения.
По окончании проведения освидетельствования, первый экземпляр протокола освидетельствования выдается сотруднику ОВД Кыргызской Республики, доставившему освидетельствованного, второй экземпляр остается в медицинском учреждении.
Медицинскому работнику, должен быть представлен акт о направлении на проведение освидетельствования, составленный сотрудником ОВД Кыргызской Республики. В акте о направлении на проведение освидетельствования указываются следующие реквизиты: дата, фамилия, имя, отчество лица, направляемого на освидетельствование, причина направления на освидетельствование, фамилия, инициалы и должность лица, осуществляющего данное направление.
И что самое важное, расходы на проведение освидетельствования для установления состояния опьянения производятся за счёт республиканского бюджета. Так что никаких денег не стоит платить за проведенное платное освидетельствование.
Вопрос №20: Могут ли сотрудники ДПС проверять патент?
Ответ: Проверять наличие патента сотрудники ДПС не имеют права, так как физические лица, оказывающие услуги по перевозке пассажиров на личных (арендованных) автотранспортных средствах, являются субъектами предпринимательства. ДПС не входит в перечень государственных органов уполномоченных проверять субъекты предпринимательства. Следовательно, остановка автотранспорта с целью проверки наличия патента на частный извоз незаконны, так как согласно нормам налогового законодательства под индивидуальным предпринимателем понимается физическое лицо-резидент, которое осуществляет предпринимательскую деятельность на основе патента. Для этого существует налоговая служба, которая вправе проверять и налагать административные взыскания в случае нарушение Закона.
Вопрос №21: Вправе ли водитель собирать информацию в качестве доказательства по административному делу?
Ответ: Каждый водитель вправе при общении с инспектором включить видеокамеру или записывать разговор на диктофон. Для тех, кто будет использовать видео-аудио технику для предупреждения неправомерных действий сотрудников ДПС, хотелось бы привести правовую основу данных действий.
Согласно ст.33 Конституции Кыргызской Республики «Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом». А запрет фиксации со стороны инспектора при исполнении им служебных обязанностей, является нарушением прав гражданина, гарантированных ему вышеприведенной нормой Конституции Кыргызской Республики. Можно также сослаться на ст.3 Закона Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел», которая гласит: «Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основании и в порядке, предусмотренных законом». Когда разговор с сотрудником непосредственно касается Вас, Вы в качестве доказательства вправе свободно собирать и использовать любую информацию касающуюся Вашего дела. Более того, согласно требованиям Наставления по деятельности ДПС от 11 января 2011 года за №42 сотрудник ДПС обязан не препятствовать использовать видео (фото) записывающее оборудование при общении с ним.
Таким образом, любой водитель (если это касается непосредственно самого водителя или связано именно с этим событием) вправе на аудио или видео фиксацию действий или бездействий сотрудников ДПС.
Вопрос №22: Запрещено ли сотрудникам ДПС останавливать водителей на неосвещенных участках дороги в темное время суток? И должна ли патрульная машина ДПС стоять на виду?
Ответ: Согласно требованиям пункта 3.2.7. Наставления по деятельности ДПС от 11 января 2011 года за №42 запрещается останавливать транспортные средства:
- на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью;
- до и после поворота;
- по полосе движения являющиеся встречной относительно места нахождения сотрудника ДПС;
- непосредственно перед или после вершин подъема;
- перед перекрестками, переходами;
- в зоне железнодорожных переездов;
- и других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.
Также, используемые сотрудниками ДПС патрульные машины и сами сотрудники должны быть на виду с таким расчетом, чтобы были максимально видны участникам дорожного движения на расстоянии не менее 50 метров в населенных пунктах, и не менее 100 метров – за их пределами.
Вопрос №23: Имеют ли право останавливать водителей сотрудники ДПС, следуя на частном автомобиле с тонированными стеклами, без опознавательных знаков и проблесковых маячков?
Ответ: Контроль за дорожным движением может быть открытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется на автомобилях и мотоциклах имеющих специальную окраску. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один их которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй обычную. Но при этом все сотрудники должны быть в форменном обмундировании. Решение о смешанном контроле принимает командир подразделения или начальник УБДД, ОБДД (пункт 3.1.2. Наставления по деятельности ДПС от 11 января 2011 года за №42).
Вопрос №24: На некоторых перекрестках иногда светофор «не моргает» как положено перед переключением на желтый свет. Кто и каким образом должен решить данную проблему?
Ответ: Да зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (п. 6.2. ППД). Мы, также являясь участниками дорожного движения, иногда сталкиваемся с такой ситуацией. Ответственность за неисправность светофоров несет ОБДД ГУВД города Бишкек. Так согласно требованиям пункта 1.7. Правил благоустройства города Бишкек (утверждены постановлением Бишкекского горкенеша от 30 июня 2009 года N 77) - контроль за надлежащим содержанием улично-дорожной сети, в том числе дорожных знаков, ограждений, светофорных объектов, а также стоянкой, парковкой и другим направлениям по обеспечению безопасности дорожного движения - возлагается на ОБДД ГУВД города Бишкек. Также согласно требованиям пункта 8.43. тех же Правил замена вышедшего из строя источника света должна производиться в течение 72 часов после обнаружения неисправности. Следовательно, стоящие на перекрестке сотрудники ДПС должны нести в первую очередь ответственность за бездействие, то есть за то, что они во время не доложили о неисправном световом приборе. Также за нарушение правил благоустройства города влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух до пяти расчетных показателей (ст. 488 КоАО КР).
Вопрос №25: Штраф за пересечение двойной сплошной линии, которой на самом деле уже совсем не видно. Как вести себя водителям в данном случае?
Ответ: Никакие якобы дорожные разметки не являются основанием для привлечения к административной ответственности. Кодекс об административной ответственности (в статье 235) четко предусматривает, что за несоблюдение водителями транспортных средств разметки проезжей части дорог влечет наложение административного штрафа в размере трех расчетных показателей. В законе все четко прописано, и Закон всегда читается дословно. Более того, согласно нормам пункта 8.44 Правил благоустройства города Бишкек (утверждены постановлением Бишкекского горкенеша от 30 июня 2009 года N 77) дорожная разметка должна ежегодно обновляться. Следовательно, сотрудникам ДПС следует сначала доказать что дорожная разметка видна и эта разметка была обновлена допустим в прошлом году.
Вопрос №26: По каким основаниям сотрудники ДПС определяют наличие признаков опьянения?
Ответ: По новому положению о порядке «О порядке направления граждан на медицинское освидетельствование для установления состояния опьянения» от 24 мая 2012 года за №312, довольно скудно написаны эти признаки опьянения. Но в этом положении говорится, что граждан, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (при наличии одного или нескольких признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи) должны пройти освидетельствование. А кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики предусматривает, что опьянение - это психическое состояние, вызванное употреблением алкогольных напитков, наркотических веществ, токсических веществ и выражающееся в снижении способности человека отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. Никаких других нормативных правовых актов не существует, которые бы регулировали выявление состояния опьянения или какие либо специальные методы или нормативы.
Вопрос №27: Является ли пренебрежение включения водителем световыми указателями поворота нарушением? Если да, то, каким образом наказывают таких водителей?
Ответ: Данная проблема является злободневным и не урегулированным на законодательном уровне. Правила дорожного движения (п. 8.1.) гласят, что перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой.
Но вот какая дилемма: Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики предусматривает (ст.236) предусматривает санкцию только за нарушение водителями правил пользования внешними осветительными приборами (штраф 300 сом). Обращаю Ваше внимание на слова «световые указатели поворота» и «внешние световые приборы».
Теперь по правилам дорожного движения нарушением правил пользования внешними световыми приборами считаются: - неправильное применение следующих внешних осветительных приборов: - это фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии), на прицепах - габаритные огни, аварийная световая сигнализация, противотуманные фары и задние противотуманные фонари, фары-прожектора и фары-искатели.
Из этого можно исходить, что за нарушение правил пользования световыми указателями поворота санкции нет, следовательно, наказать нерадивых водителей ДПС теоретически не может. Санкцию за нарушение правил пользования световыми указателями поворота необходимо внести в кодекс об административной ответственности и после этого наказывать.
Вопрос №28: Имеют ли право сотрудники ДПС останавливать транспортное средство на противоположной стороне дороги?
Ответ: По требованиям пункта 3.2.7. Наставления по деятельности ДПС от 11 января 2011 года за №42, запрещается останавливать транспортные средства по полосе движения являющиеся встречной относительно места нахождения сотрудника ДПС.
Вопрос №29: Как правильно вести себя с инспекторами ДПС, если они повышают голос, оскорбляют, угрожают, пользуясь служебным положением?
Ответ: Согласно положениям Наставления по деятельности ДПС от 11 января 2011 года за №42, взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны быть вежливыми, объективными и тактичными, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования безопасности дорожного движения и нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения. А надзор за точным и единообразным исполнением законов в деятельности органов внутренних дел осуществляет Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему прокуроры (ст. 26 Закона Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел»). Следовательно, вы можете подать жалобу в органы прокуратуры.
Вопрос №30: Если я нарушу правила дорожного движения, управляя своей машиной по временному талону из-за утери водительского удостоверения, какое наказание может за этим последовать?
Ответ: Согласно нормам статьи 567 кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики, в этом случае составляется административный протокол с изъятием временного талона и выдачей временного разрешения на тот же срок действия который указан во временном талоне. Временный талон Вам должны возвратить после уплаты суммы штрафа. А если вы совершили правонарушение, за которое Вас могут лишить водительского удостоверения, тогда этот временный талон не возвращается.
Вопрос №31: На каком основании ставят машину на штрафную стоянку, если нарушил ПДД по временному разрешению?
Ответ: 567 статья кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики дает сотрудникам ДПС право изъять временное разрешение и поставить машину на штрафную стоянку. Изъятое временное разрешение и машину вы можете забрать после уплаты административного штрафа именно за допущенное последнее правонарушение.
Вопрос №32: Обязательно ли вызывать сотрудников ДПС в случае ДТП?
Ответ: Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост ГАИ или в орган милиции для оформления происшествия, а при незначительном ущербе водители могут принять решение о возмещении причиненного ущерба по взаимному согласию (п. 2.7. Правил дорожного движения).
Вопрос №33: Я работаю таксистом. Когда клиенты садятся в мою машину, некоторые отказываются пристегиваться ремнем безопасности. Кто должен нести ответственность в этом случае?
Ответ: Согласно требованиям пункта 5.3. правил дорожного движения, пассажирам запрещается находиться в движущемся автомобиле, не пристегнувшись предусмотренными заводом-изготовителем ремнями безопасности. Теперь нужно посмотреть на санкцию. По статье 247 кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики нарушение пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения, влечет наложение штрафа от 100 до 200 сомов. Так как пассажир является участником дорожного движения, он обязан соблюдать эти правила дорожного движения. При несоблюдении этих требований, ответственность должен нести сам пассажир.
При этом и Вам необходимо потребовать от пассажира пристегнуться, ведь согласно требованиям пункта 2.1.2. правил дорожного движения, водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Если Вы сами и пассажиры не будут выполнять эти правила, это будет считаться нарушением водителями и пассажирами правил пользования ремнями безопасности что повлечет за собой штраф в размере 300 сом (статья 227 кодекса об административной ответственности Кыргызской Республики).
Таблица административных штрафов и других видов взысканий
Вид административного правонарушения Санкция
Нарушение правил пожарной безопасности на автомобильном транспорте
100 сом
Нарушение правил перевозки на железнодорожном, водном, автомобильном транспорте и электротранспорте опасных веществ и предметов ручной клади
300 сом
Управление водителями транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство 200 сом
Управление водителем транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или после запрещения его эксплуатации 1000 сом
Управление водителем транспортным средством без дублирующего государственного регистрационного номерного знака на задней стенке кузовов грузовых автомобилей, прицепов (кроме прицепов к легковым автомобилям и мотоциклам) и автобусов (кроме особо малых) 300 сом
Управление водителем транспортным средством с отсутствующим, нестандартным, нечитаемым или умышленно укрытым посторонними предметами государственным регистрационным номерным знаком 500 сом
Управление водителем транспортным средством с подложным государственным регистрационным номерным знаком 1000 сом
Управление водителем транспортным средством с государственным регистрационным номерным знаком, имеющим отверстие или иное повреждение на месте обозначения Государственного флага Кыргызской Республики 300 сом
Управление водителями транспортными средствами, не прошедшими государственный технический осмотр 300 сом
Перевозка сыпучих грузов автотранспортом без защитных пологов, необеспечение герметичности грузов и запорных устройств, а также нарушение правил буксировки
Предупреждение или 200 сом
Нарушение водителями и пассажирами правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами
Предупреждение или 300 сом
Управление водителями транспортными средствами, переоборудованными без соответствующего разрешения или с самовольно установленными специальными звуковыми, световыми сигналами
300 сом
Использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленных без соответствующего разрешения
Управление транспортным средством, на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные светографические схемы автомобилей оперативных служб
1000 сом или лишение прав от шести месяцев до одного года с конфискацией этих устройств
500 сом с устранением этих схем
Управление водителем транспортным средством с нанесенным на лобовое, боковое стекло передней двери тонирующим покрытием либо использованием на них шторок, а также наличием на стекле задней боковой двери и заднем стекле зеркального тонирующего покрытия 1000 сом или лишение прав на 6 месяцев с условием удаления
Нарушение водителями транспортных средств правил перевозки опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов
300 сом
Допуск к управлению транспортными средствами водителей, перевозящих опасные, крупногабаритные и тяжеловесные грузы без соответствующего разрешения,
На должностных лиц 500 сом
Нарушение правил передвижения транспортных средств или создание помех дорожному движению, а равно необеспечение беспрепятственного проезда автомобилей и мотоциклов специального назначения, оборудованных проблесковыми маячками и специальными звуковыми сигналами 100 сом
Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину свыше 10 км/ час, но не более 20 км/час 200 сом
Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 20 км/час
500 сом
Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 40 км/час
1000 сом
Проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика
300 сом
Невыполнение водителем транспортного средства законных требований сотрудника органа внутренних дел об остановке транспортного средства
1000 сом
Несоблюдение водителем транспортного средства требований дорожных знаков или разметки проезжей части дорог, нарушение правил обгона и маневрирования, расположения транспортного средства на проезжей части дороги, правил проезда перекрестков, проезда пешеходных переходов, движение по обочинам, тротуарам, пешеходным дорожкам и газонам 300 сом
Выезд транспортного средства на перекресток или пересечение проезжих частей дорог и улиц в случае образовавшегося затора, который вынудит его остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении 300 сом
Несоблюдение водителем транспортного средства требований остановки и стоянки 300 сом
Выезд транспортного средства на полосу встречного движения с нарушением установленных требований 500 сом
Нарушение водителем транспортного средства установленных требований по перевозке людей 300 сом
Нарушение водителями транспортных средств правил проведения учебной езды, пользования внешними осветительными приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
300 сом
Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах 200 сом
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения
1500 сом или лишение прав на 1 год.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения повлекшие создание аварийной обстановки
2000 сом или лишение прав на 2 года.
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения повлекшее причинение потерпевшему вреда здоровью или повреждение транспортных средств и иного имущества, не имеющее признаков уголовно наказуемого деяния
Лишение прав на 3 года
Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения
2000 сом или административный арест на срок 5 суток.
Отказ водителей и лиц, управляющих транспортными средствами, от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения
Административный арест на срок 15 суток
Применение во время движения транспортного средства переговорного устройства или средства связи водителем данного транспортного средства 200 сом
Нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов
500 сом
Нарушение водителем транспортного средства Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки 1000 сом
Нарушение водителем транспортного средства Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки с причинением материального ущерба транспортных средств или иного имущества 1500 сом или лишение прав на 1 год
Нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения, повлекшее материальный ущерб транспортных средств или иного имущества 500 сом
Нарушение водителем транспортного средства Правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшего, если в действиях правонарушителя не имеется признаков уголовно наказуемого деяния
2000 сом или лишение прав на 2 года с последующим возмещением материальных затрат потерпевшего на восстановление здоровья.
Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления 500 сом
Передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления 300 сом
Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления 1000 сом
Управление водителями транспортных средств, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
От 50 до 100 сом
Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе страхового полиса по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчика опасных грузов или пассажиров 500 сом
Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является 2000 сом или лишение прав на 1 год
Оставление водителем, в нарушение Правил дорожного движения, места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, не имеющего признаков уголовно наказуемого деяния 2000 сом или лишение прав на 4 года
Невыполнение требований Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции - до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования
1000 сом или лишение прав на 3 года
Нарушение правил содержания смотровых колодцев, подземных коммуникаций, находящихся на проезжей части дороги
На должностных лиц 1000 сом
Непринятие мер к устранению неисправностей подземных коммуникаций, приводящее к выходу на поверхность дороги воды, технических жидкостей, пара, образованию наледей дорожного полотна, ограничению видимости и созданию других препятствий движению
На должностных лиц 2000 сом
Образцы документов
В _____________________________ суд
(районный, городской)
Истец: _________________________
(Ф.И.О., адрес)
Ответчик: _________________________
(Ф.И.О., или наименование предприятия,
владельца транспортного средства, адрес)
Третье лицо: _______________________
(Ф.И.О. водителя управляющего
транспортным средством)
Цена иска: ________________________
Исковое заявление
о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием
_____________________ на ___________________________________________________
(число, месяц, год) (указать место ДТП)
Произошло дорожно-транспортное происшествие _________________________________
(указать обстоятельства происшествия)
В результате чего, автомобилю ________________________________________________
(марка авто, год выпуска, номерной знак)
принадлежащему мне на право собственности причинены технические повреждения.
Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине водителя ___________________, управлявшего автомобилем ___________________________________________________
(марка авто, год выпуска, номерной знак)
принадлежащим ответчику. Об этом свидетельствуют материалы проверки, произведенной _____________________________________________________________
(наименование ГАИ)
Согласно оценочной стоимости ремонта моего автомобиля составляет:
1. Стоимость работ ___________________________ сомов.
2. Стоимость подлежащих замене деталей и применяемых материалов ____________ сомов с учетом износа ________ сомов.
3. За услуги по составлению калькуляции _________ сом.
Итого: _____________________________ сом.
Кроме того, по заключению эксперта мой автомобиль потерял товарный вид на ______%, что составляет _____________ сомов от его стоимости.
Общая сумма причиненного материального ущерба составляет ______ сом. Помимо материального ущерба мне причинен моральный вред (нравственные и физические страдания), который я оцениваю в сумме _ сомов.
В соответствии со ст.ст. 993, 997 гражданского кодекса Кыргызской Республики, прошу суд:
1. Взыскать с ответчика _______________ в мою пользу в возмещение суммы причиненного ущерба ___ сом, морального вреда ____ сомов.
2. Обязанность уплаты судебные расходов также возложить на ответчика.
Приложения:
1. Справка с ГАИ;
2. Оценочное заключение эксперта;
3. Квитанция об оплате расходов за заключение;
4. Копия искового заявления.
Дата ___________ Подпись ___________________
В _____________________________ суд
(районный, городской)
Истец: _________________________
(Ф.И.О., адрес)
Заинтересованное лицо: _________________________
(наименование административного органа, вынесшего постановление)
Жалоба
на постановление по делу об административном правонарушении
постановлением _______________________________________________________________________
(указать наименование административного органа, либо должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление)
от ________________________ года я подвергнут административному взысканию в виде ____________________________________________________________________________________ за
________________________________________________________________________________
(указать основания наложения административного взыскания)
Считаю наложенное на меня взыскание необоснованным, так как _______________________________
(указать обстоятельства, которые, по мнению заявителя, свидетельствуют о необоснованности административного взыскания).
В соответствии с главой 26 гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики, прошу суд:
постановление _______________________________________________________________________
(указать наименование административного органа, либо должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление)
от ________________________ года признать недействительным.
Приложения:
Копия постановления;
Доказательства, подтверждающие необоснованность наложения взыскания.
Дата ___________ Подпись ___________________
В _____________________________ суд
(районный, городской)
Истец: _________________________
(Ф.И.О., адрес)
Ответчик: _________________________
(Ф.И.О., сотрудника милиции, адрес)
Ответчик: _________________________
(орган внутренних дел)
Жалоба
на неправомерные действия сотрудника ДПС (милиции) при задержании автомашины
_____________________ на автомашине марки,_______________________________________________
(число, месяц, год)
Перевозился принадлежащий мне груз, который надлежало передать гражданину (фирме, предприятию) _______________________ согласно договору, заключенному _________________________________________________________________________________________
(дата, указать место)
Автомашина была остановлена сотрудником ДПС _______________________________
Отдела (управления) внутренних дел _____________________________
Который проверил водительские документы, документы на перевозимый груз, а затем без объявления причин изъял их. Документы были возвращены спустя _ дней (часов) и мне сообщил что произошла ошибка.
В результате противоправных действий сотрудника милиции автомашина простояла на дороге, а перевозимый груз пришел в негодность (то есть не был своевременно доставлен получателю) и не реализован, убытки из-за этого составили _____________ сом, из расчета_______________________.
В соответствии со ст. 993 гражданского кодекса Кыргызской Республики, ст.ст. 3, 11 Закона Кыргызской Республики «Об органах внутренних дел» прошу суд:
Признать действия сотрудника ДПС неправомерными.
Взыскать в мою пользу ущерб в сумме _______________ сом.
Приложения:
Копия накладного, копия договора и др.;
Две копии настоящей жалобы.
Дата ___________ Подпись ___________________
Список сокращений
ДПС – Дорожно-патрульная служба
КоАО КР – кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики
ОБДД – Отдел безопасности дорожного движения
ПДД – Правила дорожного движения
УБДД – Управление безопасности дорожного движения
Страница 1 из 1
Практическое руководство в вопросах и ответах для водителей Канат Нагаев Бишкек: 2013 г.
Куплю-Продам недвижимость в Кыргызстане
Поделиться темой:
Страница 1 из 1